Национальная система квалификаций (НСК)
В 2012 году в России принято решение «Об активном вхождении государства в процесс развития современной российской системы квалификаций». Это повлекло за собой ряд важных шагов, превративших внедрение национальной системы квалификаций (НСК) из прецедентных практик в масштабную компанию, активно влияющих на сферу образования и рынок труда.
В 2013 году для разработки профессиональных стандартов, востребованных экономикой и бизнесом, Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным была обозначена необходимость в создании консультативного органа. Так основан Национальный Совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСППК) (Указ Президента РФ от 16.04.2014 №249 «О Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям»).
В этот же период Правительством утвержден Комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов. Благодаря этим шагам уже к концу 2015 года разработано более 800 профстандартов. 03 июля 2016 года утверждён Федеральный закон №238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций». Определены ключевые участники НСК и модель их взаимодействия. Оператором НСК назначено АНО «Национальное агентство развития квалификаций».
Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) – автономная некоммерческая организация, созданная для обеспечения деятельности по развитию квалификаций в РФ.
Функции и полномочия учредителя НАРК осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. В состав учредителей также входят общероссийские объединения работодателей и профессиональных союзов.
Важная роль в данной системе отведена отраслевым Советам по профессиональным квалификациям.
Совет по профессиональным квалификациям (СПК) – отраслевое объединение работодателей, наделенное полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификаций по определенному виду профессиональной деятельности.
Центр оценки квалификаций (ЦОК) – это юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с федеральными законами деятельность по проведению независимой оценки квалификаций. В рамках каждого СПК открываются свои ЦОКи.
Независимая оценка квалификаций (НОК) – это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центрами оценки квалификаций в соответствии с федеральными законами.
В 2016 году Красноярский край вошел в список пилотных регионов, определенных Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям для апробации модели внедрения НСК на региональном уровне. Это связано с тем, что в крае, в отличие от других регионов России, органы исполнительной власти активно включились в эту работу. Ведь именно НСК дает предпринимательскому сообществу инструменты влияния на рынок труда и рынок образовательных услуг для подготовки и получения специалистов необходимой квалификации.
Инициатором организации внедрения НСК в регионе выступил
Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края (СПП КК).
Координатором деятельности по развитию НСК в регионе Губернатором Красноярского края определено агентство труда и занятости населения Красноярского края
.
Информационно-методическое сопровождение возложено на региональный методический центр НСК - Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций.
При поддержке АНО «Национальное агентство развития квалификаций» регионально-методический центр НСК проводит:
1. Информационную, консультационную и методическую поддержку граждан, предприятий, органов власти, системы образования региона по применению инструментов НСК.
2. Мониторинг основных параметров НСК в Красноярском крае, предоставление соответствующей информации в Координационный орган региона, в НАРК для обобщения и анализа.
3. Организацию работы по формированию и развитию экспертного потенциала, необходимого для функционирования НСК в Красноярском крае.
4. Сбор предложений участников рынка труда по развитию НСК в регионе для Правительства Красноярского края, НСППК, НАРК, СПК.
5. Поддержку внедрения нормативных и методических документов НСППК, НАРК, СПК в Красноярском крае.
6. Анализ и использование лучшего опыта других регионов, укрепление горизонтальных связей с соседними регионами по вопросам развития НСК.
Для внедрения НСК в Красноярском крае, при поддержке НАРК, проведена работа по созданию нормативно-правовой платформы и развитию инфраструктурной сети.
Созданы:
− Координационный совет (рабочая группа) по вопросам развития квалификаций в Красноярском крае;
− Региональный методический центр НСК, функции которого возложены на Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций;
− Управляющий совет по развитию квалификаций;
− Центры оценки квалификаций (ЦОК) и экзаменационные центры, что позволяет обеспечить территориальную доступность независимой оценки квалификации для соискателей.
Кроме того:
− разработаны документы, регламентирующие процесс развития системы квалификаций (дорожная карта (план мероприятий); план по информационному сопровождению; регламент и план работы Координационного совета; Управляющего совета);
− подготовлен пул экспертов, в том числе – экспертов НАРК;
− назначены ответственные за развитие квалификаций в отраслевых министерствах;
− ежегодно все больше профессиональных программ проходят профессионально-общественную аккредитацию (ПОА);
− статус территориального центра повышения квалификации педагогов и мастеров-наставников НАРК присвоен Красноярскому краевому центру профориентации и развития квалификаций.
Организационная модель развития НСК в Красноярском крае
Свяжитесь с нами!