Версия для слабовидящих
Prezentat NZ 2

Красноярский край является крупнейшим промышленным регионом России и обладает огромным трудовым потенциалом, но при этом постоянно испытывает дефицит квалифицированных кадров, соответствующих потребностям экономического развития.

Одной из причин такого дефицита можно назвать отсутствие в государственной системе образования упора на профориентирование и мотивацию учащейся молодежи к осознанному выбору востребованных на рынке труда профессий. Эффективная профессиональная ориентация выполняет функции связующего звена между рынком труда и системой образования, поэтому выработка новых подходов в развитии системы профориентации края крайне необходима.

В целях формирования комплексной, рыночно-ориентированной краевой системы профориентации в 2013 году Правительством Края была принята  «Стратегия развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2020 года». Согласно стратегии, профессиональная ориентация – это базовый элемент формирования трудового потенциала населения с учетом экономического и инновационного развития края. В её приоритетные задачи входит:

- проведение профориентационной работы с учетом тенденций развития рынка труда и мониторинга кадровой потребности экономики Красноярского края;

- активизация процесса профессионального и личностного самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций, как средства укрепления взаимосвязи рынка образовательных услуг с рынком труда и перспективами его развития;

- обеспечение непрерывности сопровождения профессионального самоопределения;

- внедрение новых подходов к содержанию и формам организации профориентационной работы. Для решения поставленных Стратегией задач необходимо взаимодействие всех субъектов профориентационного процесса.

Prezentat NZ 3

Для этого Красноярским краевым центром профориентации и развития квалификаций в 2013 году был разработан профориентационный проект «Наше завтра».

По мнению авторов проекта профессиональное самоопределение нельзя сводить к одномоментному мероприятию по выбору профессии. Его необходимо рассматривать как сложный и длительный процесс, в результате которого происходит увязка личностных свойств и профессиональных требований. Чтобы профессиональная ориентация в школе дала нужные результаты, она должна быть непрерывной, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов. Именно поэтому целью проекта является создание системы профориентационной работы «школа - ВУЗ/ССУЗ - работодатель», направленной на оказание всестороннего профориентационного сопровождения школьников в период обучения с 9 по 11 класс.

Здесь же следует отметить, что проблема профориентации является комплексной, требующей междисциплинарных подходов и межведомственного взаимодействия. В частности, миссия проекта заключается в создании системы, обеспечивающей непрерывность профориентационного процесса субъектов профессиональной ориентации, основанной на сотрудничестве предприятий и образовательных организаций.

Prezentat NZ 4  В процессе профессионального самоопределения школьников сопровождают специально подготовленные hr-наставники.  Hr-наставники –это наиболее активные студенты красноярских вузов, которые прошли дополнительную подготовку на базе Красноярского центра профориентации и имеют навыки проведения профориентационных мероприятий; многие из них так же имеют опыт волонтерства и работы с детьми. Выбранная форма помощи в самоопределении неслучайна – студенты, которые не так давно сами сделали свой профессиональный выбор, делятся своим опытом с младшими товарищами. Всего за время реализации проекта было обучено 166 hr-наставников.
Prezentat NZ 5 Как уже было сказано, непрерывность профориентационного процесса заключается в сопровождении учеников на протяжении трех лет - с 9 по 11 класс.

Для учащихся 9 классов под кураторством специалистов Центра профориентации hr-наставники дают базовую информацию по курсу профессионального самоопределения; проводят профориентационные беседы, лекции, игры; проводят диагностику профессиональных интересов, склонностей и способностей, выявление профессиональной направленности личности. Для ребят организуются экскурсии на предприятия, представляющие различные сферы экономики с востребованными рабочими профессиями и в организации профессионального образования, где эти профессии можно получить. 

Учащиеся 10 класса под руководством hr-наставников продолжают знакомиться с миром профессий, но уже более подробно. Для них проводятся экскурсии на предприятия, в работе которых задействованы высококвалифицированные работники с высшим образованием и в учреждения высшего профессионального образования; осуществляются профессиональные пробы и планирование профессионально-образовательных траекторий.

Для учащихся 11 класса под руководством hr-наставников разрабатываются проекты профессионального будущего  и профессионально-образовательные траектории в соответствии с потребностями рынка труда и имеющимися ресурсами.

Prezentat NZ 6  

Весной 2014 года прошла апробация проекта. В ней приняли участие 466 учащихся 9 классов 8 школ г. Красноярска. Дли них было организовано 43 экскурсии на 15 крупнейших предприятий города и в 3 ВУЗа. Ребят сопровождали 50 hr-наставников, обученных на базе Центра профориентации. Участники и организаторы проекта признали успешность проведенной апробации и пришли к единому мнению – начать реализацию проекта в полном объеме.

Prezentat NZ 7  Уже в сентябре 2014 года 5 школ Красноярска и 211 школьников 9-х классов стали участниками проекта. Они посетили 35 экскурсий на предприятия, с востребованными рабочими профессиями и фестиваль профессий «Profi», на котором знакомились с профессиональными образовательными организациями. Дополнительно было обучено 19 студентов в качестве hr-наставников.
Prezentat NZ 8  

В 2015 году 4 школы продолжили участие в проекте. Для 80 ребят, которые после 9 класса продолжили обучение в школе, и перешли в 10 класс, помимо профориентационных занятий прошло 16 экскурсий в 4 высших учебных заведения и 4 родительских собрания. Было обучено 56 hr-наставников.

Prezentat NZ 9  В 2016 году основное внимание 11-классников – участников проекта было направлено на построение своих профессиональных планов; для ребят прошло 3 профориентационных занятия и экскурсии на 5 предприятий города, представляющие различные отрасли экономики, где требуются специалисты с высшим профильным образованием. Обучение наставничеству в сфере профориентации прошел еще 41 студент.
Prezentat NZ 11 Для оценки эффективности проведенных мероприятий на всем протяжении реализации проекта «Наше завтра» осуществлялось его социологическое сопровождение. Опрос учащихся четырех общеобразовательных организаций проводился на начальном и завершающем этапах проекта. Его целью было изучение влияния данного проекта на профессиональное самоопределение выпускников и выявление положительных, отрицательных сторон проекта.  

Так, в начале проекта более половины (57%)  школьников 9 классов не определились с профессией и были заинтересованы в помощи в профессиональном самоопределении – 69%.

Prezentat NZ 12  Результаты опроса после завершения проекта показали значительную степень его влияния на выбор профессии. Около 20% респондентов смогли определиться с будущей профессией либо изменили свой профессиональный выбор. А из тех ребят, которые на момент начала  проекта уже определились с профессией, 66% подтвердили свой выбор. При этом важно отметить: число респондентов, которые по-прежнему не определились с будущей профессией, на момент завершения проекта, уменьшилось в 2 раза. В 2015 году число таковых составляло 29,6%, в 2016 году – 14,5%.
Prezentat NZ 13  

В целом, профориентационный проект «Наше завтра» оказал положительный результат.

Данные опроса по завершению проекта в 2016 году показали, что в более 72% случаев участие в проекте оправдало ожидания учащихся. 85,5% выпускников посоветовали бы своим друзьям/знакомым принять участие в подобном проекте (в 2015 году при проведении промежуточного опроса число таковых составляло 77%).

Доля респондентов, которым было полезно в той или иной степени получать информацию о выборе профессии от студентов – hr-наставников, составляет более 67%. Что свидетельствует о хорошей подготовленности студентов и качественной работе специалистов Центра профориентации, обучивших hr-наставников.

Prezentat NZ 14  Сам проект запомнился выпускникам интересными экскурсиями на предприятия и в образовательные организации профессионального образования – 80,8%; профориентационными занятиями – 23,1% и общением со студентами – 9,6%.
Prezentat NZ 15

Подводя итог всему вышесказанному можно говорить о достигнутых результатах реализации проекта.

Школьники в полной мере получили представление о своем будущем профессиональном развитии и местах возможного дальнейшего обучения и трудоустройства, получили опыт прохождения профессиональных проб, стали в большей степени ориентированы на приобретение востребованных специальностей.

По отзывам, которые мы получаем от студентов, проект для них  – уникальная возможность  расширить сферу профессиональных и личностных компетенций, получить опыт практической работы с подростками, а так же опыт участия в других движениях волонтеров или проектах г. Красноярска.

 Предприятия, ставшие партнерами проекта, отмечают высокую заинтересованность подростков в такой форме профориентационной работы, и рассматривают проект как хорошую возможность информирования школьников о деятельности предприятия и ориентирования их на получение профессий и специальностей, на нем востребованных.

Здесь так же стоит добавить, что профессиональная ориентация должна не просто помогать людям в выборе профессии, востребованной на рынке труда, но и научить формировать собственный образовательно-профессиональный формат на основе имеющихся ресурсов, самостоятельно управлять своей профессиональной карьерой, принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни. Данный проект формирует как у школьников, так и у студентов необходимые в будущей профессиональной деятельности надпрофессиональные навыки и компетенции.

Проект «Наше завтра» неоднократно освещался в СМИ, опыт его реализации был представлен на конференциях различного уровня, в том числе зарубежным коллегам.

Таким образом, эффективность реализации масштабного городского профориентационного проекта «Наше завтра» очевидна. Без сомнений, проект может претендовать на существование как  комплексная модель профессиональной ориентации, воздействующая на все стороны личности школьника с целью формирования осознанного профессионального выбора с учетом всех необходимых требований и социально-экономического развития края.